Советы педагога-психолога

Психогимнастика для дошкольников


Групповая консультация «Готов ли ребенок к школе» в подготовительной группе как средство повышения педагогического потенциала родителей

(подготовил: педагог-психолог Куталина Ю.В.)

Форма проведения: групповая консультация

Аудитория родители подготовительной группы

Количество участников: педагог — психолог

Задачи:

1. Усвоение психологических знаний по теме «Психологическая готовность к школе».

2. Помощь в осмыслении особенностей возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.

3. Создание позиции сотрудничества со своим ребенком и с детским садом.

4. Организация коллектива родителей, планирование совместных работ.

Ожидаемые результаты:

1. Уменьшение факторов риска школьной дезадаптации, оптимальная адаптация детей к школе.

2. Создание условий для адекватного развития ребенка.

3. Овладение родителями методикой определения уровня сформированности психических процессов своего ребенка, методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.

Информационно — техническое обеспечение:

1.  Памятки для родителей «Как организовать подготовку ребенка к школе?»

2.  Информационный уголок для родителей

3. Подборка литературы с соответствующей тематикой.

Материалы и оборудование

1. Распечатки анкет

2. Информационные листы

3. Лист ватмана, маркеры, плакат.

Логика проведения:

Вводная часть

Игра – знакомство «Снежный ком»

Игра направлена на знакомство участников и для создания доброй, дружной и рабочей атмосферы.

Процедура: группа встает в круг и первый называет свое имя.

Второй называет имя первого и свое.

Третий имя первого, второго и свое и так до последнего участника.

Основная часть

Педагог – психолог: «Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

 Существует пять компонентов психологической готовности к школьному обучению.

1 Компонент – мотивационная готовность.

Включает в себя стремление ребёнка ходить в школу, его интерес к школе, желание постигать новое.

2 Компонент – волевая готовность.

У ребёнка должен быть выработан комплекс волевых качеств, без которых он не сможет продолжительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца, сосредоточенно заниматься каким либо делом (лепить, мастерить и т.п.).

Одним из распространённых заданий по формированию произвольности, максимально приближенных к условиям учебной деятельности, является «Графический диктант» (по образцу, на слух) – две клеточки вверх одну вниз две клеточки вправо и т.д.

Ребёнку, поступая в первый класс, как правило, приходится наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти своё место в коллективе. Это затрудняет для первоклассника быструю адаптацию к школе.

Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к 3 компоненту – социально-психологической готовности к школе.

Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность – 4 компонент. Она заключает в себе развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Умение составлять рассказы из опыта или по картинке имеет важное значение для развития речи ребёнка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Умение учиться – 5 компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать результат.

Психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь по тому, умеет ли ребёнок читать и писать.

Игра.

Цели игры: Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе. Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Материалы и оборудование: плакат, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.

Ход игры

Педагог — психолог: « Последний год перед школой приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться».

Задание №1.

Педагог – психолог: «Заполните, пожалуйста, тест «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу» Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик, если не согласны, оставьте клетку пустой»

 

1

2

3

4

5

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15

Всего:

 

  1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями

4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

Педагог – психолог: «Что нового возникает в жизни ребенка, когда он отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к регулярной учебной деятельности. В дошкольном возрасте главной деятельностью является игра. Хотим обратить ваше внимание, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени ученик уделяет именно им.

2. Возникают взаимоотношения «ученик-учитель». Они требуют от ребенка принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.

З. Приобретается статус ученика. Школа теперь — это символ дальнейшего развития. А что воспитает в себе ребенок, чего добьется, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это следствие того, что школьник психологически не был готов к обучению. Какие же компоненты включает в себя «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате».

На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

• интеллектуальную готовность;

• мотивационную готовность;

• волевую готовность;

• коммуникативную готовность.

Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению ребенка в школе.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6-7-и годам ребенок должен знать:

— свой адрес и название города, в котором он живет;

— название страны и ее столицы;

— имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

— времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели;

— основные виды деревьев и цветов.

Мотивационная готовность — это наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому весьма важно, чтобы школа была для него заманчива своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям надо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые нужны каждому человеку.

Следует давать ребенку только положительную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения заимствуются детьми, воспринимаются некритично.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался».

Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают ощущать удовольствие от процесса учебы.

Необходимо дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет благополучен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает присутствие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также уметь длительно выполнять не очень интересную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, так как они развивают умение длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность выражается в способности ребенка подчинять свое поведение законам групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в сообщество, действовать коллективно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Задание №2.

После того как родители познакомятся с распечатками, психолог предлагает им разделиться на четыре команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на подготовку задания — до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления обязательно обсуждение.

Заключительная часть

Педагог – психолог  подводит итоги игры и организует среди участников обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.

Также каждому родителю раздается памятка с рекомендациями по организации подготовки ребенка к школе.

Подготовил: педагог – психолог Куталина Ю. В.