Закрепление правильного произношения

Закрепление правильного произношения в речи при помощи скороговорок,  чистоговорок, пословиц с детьми ОВЗ


подготовила — Пронина Надежда Валентиновна учитель-логопед

Чистоговорка — малый жанр фольклора. Она  используется с целью коррекции и развития речи. Грамотная и правильная речь является залогом успеваемости в школе и правильного формирования всей психической деятельности детей. По мнению профессора М. Е. Хватцева, закреплять поставленные звуки следует в слове и в связной речи. Слоговые цепочки и рифмованные строки способствуют также развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти, с целью выделения ударных слогов для выработки речевого дыхания. Эти ритмичные строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются. Например:

«У осоньки – осы

 есть полоски и усы».

Са – са ― вот оса.

Ор – ор – красный помидор».

После чистоговорок переходим к отработке звука в потешках и скороговорках. Скороговорки необходимо заучивать в замедленном темпе, объясняя все слова и выражения, и их смысл в целом.

Роль скороговорок велика. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора. «Созданы народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразуещего органа, который был способен воспроизводить все звуки родного языка».

Шла  Саша по шоссе и сосала сушку.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

как же кукушонок в капюшоне смешон.

От топота копыт пыль по полю летит.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!

Чтобы ребенок мог легче запомнить скороговорки, следует использовать картинки и таблицы. Их применение позволит увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Родителям рекомендуется совместно с детьми  придумывать свои чистоговорки и рисунки к ним. Например, изготовление книжек-самоделок.

Проговаривание чистоговорок и скороговорок по картинкам мнемотаблицам дает возможность использовать их и в самостоятельной деятельности детей.

Детям предлагаются дидактические игры и упражнения:

  • «Какая команда назовет больше скороговорок» (на определенный звук);
  •  «Подбери картинку к чистоговорке или скороговорке»;
  • «Назови чистоговорку или скороговорку по мнемотаблице».

Эти задания способствуют развитию и активизации воображения и  словотворчества у дошкольников.

Использование чистоговорок, скороговорок в мнемотаблицах и картинках в коррекционной работе воспитателя способствует повышению интереса детей к данной деятельности, а значит, помогает выполнить требования ФГОС.

Список литературы:

  1. Кильмяшкина, Т. Азбука скороговорок // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2008. — № 5. — С. 30-32
  2. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. – М.: ТЦ  Сфера, 2011. –  34с. («Конфетка»)
  3. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения: речевой материал для дошкольников и младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2003. – 91с.
  4. Темникова В.Э. «Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5 – 7 лет с речевыми нарушениями» — М: «Гном и Д», 2008. – 48 с.