Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме )произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.
Мы работаем над развитием у детей восприятия музыки, способности сопереживать персонажам музыкальных произведений, развиваем музыкальную эрудицию и культуру, а также, предоставляем возможность для реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
— вхождение ребенка в мир музыки;
-развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
-ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;
-развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;
-развитие звукового сенсорного и интонационного опыта детей, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природой, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Задачи являются главным путем к достижению цели.
Виды музыкальной деятельности
«В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно — двигательные игры.
В раннем возрасте (1 год — 3 года )— это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет)— это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально — ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
Программы и технологии
В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание дошкольников осуществляется на основе программы, разработанной музыкальным руководителем, включает в себя помимо основной общеобразователь
Программа музыкального образования и воспитания сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы, а также возможности ДОУ.
В соответствии со стандартом время на часть, формируемую участниками образовательных отношений, составляет 40% от времени пребывания ребенка в детском саду, что предоставляет возможности для творчества музыкального руководителя.
Психолого-педаго
Психолого-педаго
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельност
Психолого-педаго
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательног
Поддержка инициативы и самостоятельност
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Главная цель — создание благоприятных условий для полноценного «проживания» ребёнком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических его качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в социуме и к обучению в школе.
«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенство
Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственнос
Целевые ориентиры являются ориентирами:
• для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования;
• для решения задач формирования образовательной программы дошкольного образования;
• для анализа профессиональной деятельности педагогов ДОО;
• для взаимодействия с семьями и информировании родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры, которые на этапе завершения дошкольного образования включают в себя следующие характеристики:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
• обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе;
• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
• достаточно хорошо владеет устной речью;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
• способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
• проявляет любознательность
• способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Целевые ориентиры не могут служить основанием:
• для оценки качества образования
• для оценки уровня развития
• в т. ч. в рамках мониторинга
• распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников
В заключение хотелось бы подвести итог – для чего разработан ФГОС ДО и какие цели преследует:
• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования
• Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения
• Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
Источники:
Справочник музыкального руководителя № 2-2014 г.
В. А. Деркунская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. Л И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Муз.руководитель Седнева Л.М.