Упражнение для развития

Консультация логопеда по теме:

«Упражнения по развитию артикуляционной моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей третьего и четвёртого года жизни должны носить чисто подражательный характер.

Предложите малышу немного «пообезьянничать»: вы будете ему показывать движения, а он будет за вами повторять.

ВОЛК

Попросите малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперёд и произнести звук «У-У-У»). Если ребёнок не может вытянуть губы. Его следует научить дуть в трубочку (начиная с трубочки большого диаметра, а затем постепенно уменьшая её диаметр).

КОТЁНОК

Попросите ребёнка «полакать», как котёнок, быстро выбрасывая и втягивая язык.

ПУЗЫРЁК

Научите ребёнка надувать щёки и резко «разрывать» смычку губ.

ЛОШАДКА

Прищёлкивая языком, поцокать, как лошадки (подготовка для артикуляции звука р).

ЗАКРОЕМ — ОТКРОЕМ ДОМИК

Научите малыша смыкать и размыкать обнажённые зубы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ).

Чтобы малышу было интереснее выполнять все эти упражнения, можно превратить занятие в рассказывание занимательной сказки.

СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ.

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик.

(Взрослый медленно и чётко смыкает и размыкает зубы.)

Зубами! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы – дверка. Жил Язычок в своём домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из неё и опять спрячется в домик. Посмотри!

(Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.)

Язык был очень любопытным. Всё ему хотелось знать. Увидит, как котёнок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котёнка получается. А ты так умеешь? А ну-ка попробуй!

А ещё любил Язычок песни петь. Весёлый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поёт. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоёт: «А-а-а». Услышит, как лошадка ржёт «и-и-и», узенькую щёлку в дверке сделает и запоёт: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоёт: «У-у-у». Так у язычка незаметно и день пройдёт. Устанет язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

Логопед Кошелева Т.А.