Словесные игры для детей 3-4 лет

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ для детей 3-4 лет

Учить ребенка правильной речи надо, прежде всего, путем примера. Все старания родителей и других окружающих ребенка взрослых должны быть направлены на то, чтобы он слышал правильную, ясную и логически последовательную речь. Нельзя допускать сюсюканья, подражания детским словам, какими бы милыми и смешными они ни казались. Говорить с ребенком надо обыкновенным, доступным для его понимания языком, в нормальном темпе, ясно и четко.

Очень важно, проводя развивающие занятия с ребёнком стимулировать его речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, формировать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. ЛУЧШЕ развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих ИГРАХ.

Используйте для этих игр то, что ваш ребенок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева? (куклы, дома, автобуса, кошки)» — «Корень, ствол, ветки, листья…»

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то ПРЕДМЕТ, задавайте ему самые разнообразные ВОПРОСЫ: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?»

Так дети учатся СРАВНИВАТЬ, ОБОБЩАТЬ, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов:

«ЧТО БЫВАЕТ белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?…»

 «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом.
Например: машина, мяч, кукла — это…(игрушки).

«КАКОГО ЦВЕТА?»
Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета.
Например: красное – яблоко, красный шарик и т.д.

«КАКОЙ ФОРМЫ?»
Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы.
Например: круглое яблоко (мяч, колесо и т.д.)

Другой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.
Например: огурец (какой формы) – овальный и т.д.

«СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»
Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.
Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный.

Другой вариант игры: взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)
Например: ручка, солнце, яблоко.

«КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает.
Например, дождь — идет, а еще… солнышко — светит… собака — лает… паровоз —мчится…

 «БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»
Займитесь с ребенком превращениями.
Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, стул — стульчик, лист — листочек, диван — диванчик, тарелка — тарелочка и т.д.

 Учитель-логопед Кошелева Т.А.