Речь младших дошкольников
(Подготовил: учитель-логопед Пронина Н.В.)
Если ребенок не правильно произносит звук или несколько звуков (искажает, пропускает или заменяет на другой), то, опираясь, на возрастные нормы и возможные причины(задержка речевого развития, повышенный/пониженный тонус в артикуляционных мышцах, недостаточное фонематическое восприятие, неполный зубной ряд, короткая подьязычная уздечка…) надо своевременно помочь ему овладеть ими! Иногда нарушение звукопроизношения сочетается с неправильной связной речью и её грамматическим оформлением( фраза аграмматична, есть ошибки словообразования и словоизменения, не используются или не правильно произносятся предлоги…), ограниченным словарным запасом. В этом случае речь идёт об общем недоразвитии речи. Такие трудности усвоения норм родной речи могут быть в следствии наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения, нарушения созревания мозга (речевые зоны) под влиянием некоторых факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или первые годы жизни ребёнка.
Чтобы избежать возможных ошибок в письме и чтении, нужно стараться скорректировать нарушения речи еще до поступления в школу. Возможно, ваш малыш в будущем выберет профессию связанную именно с хорошей речью!
Речь детей к двум годам:
- Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
- Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
- Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
- Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).
- После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
- К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
- Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
- В речи много глаголов в повелительном наклонении.
- Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
- Неустойчивое произношение многих слов:звук товыпадает, то заменяется, то произносится верно.
- Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
- У части детей слабый, тихий голос.
Речь детей к четырём годам:
- Словарный запас достигает 2000 слов.
- В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
- Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
- Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
- В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
- У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р’.
- Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
- Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
Речь старших дошкольников (5-7 лет)
- Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
- Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
- Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
- Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
- Звукопроизношение полностью нормализовалось.
- Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
- Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Для успешного овладения письмом (его техникой) у ребёнка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
Развитие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й)
Правильное произношение всех речевых звуков (отсутствие замен одних звуков другими)
Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста:
— выделение звука на фоне слова (например: есть ли звук Р в слове РЫБА? А в словах ШАР, КАРТИНА)
-определение места звука в слове (начало, середина, конец. Например: В слове МАШИНА звук Ш находится в середине)
-выделение ударного гласного звука из начала и конца слова (Например: Какой первый звук в слове Аист?)
Впроцесе специального обучения по программе детского сада дошкольники овладевают и более сложными видами звукового анализа слов.
Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве), что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв.
Чтобы избежать возможных ошибок в письме и чтении, нужно стараться скорректировать нарушения устной речи еще до поступления в школу. Возможно, ваш малыш в будущем выберет профессию связанную именно с хорошей речью!