«Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания»
Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.
Работа по формированию патриотических и интернациональных чувств проходит эффективнее, если к ней подключаются и родители.
Позиция родителей, их пример как граждан нашего общества, является основой семейного воспитания ребенка. Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.
К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т.д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.
Для воспитания у детей чувства патриотизма можно использовать и так называемые житейские мелочи: маме на работе дали бесплатно билеты на елку; всей семьей поехали в дом отдыха; старший брат на лето уезжает в лагерь отдыха, семья въезжает в новую квартиру; летом отправились в путешествие и т.д.
Вам хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, — задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.
При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», «Это – музей знаменитого писателя…» и т.д.
Разговор не должен быть назидательным, это – совместное раздумье, обсуждения; ребенок должен видеть естественную заинтересованность родителей.
Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членом семьи.
Значительную помощь родителям могут оказать игры типа:
1.«Слова-друзья» или «Скажи по другому». Цель — знакомить детей со словами – синонимами типа: страна – государство; Родина — Отчизна, Отечество; Россия – Русь; воин — солдат, боец, защитник и т.п.
- «Слова — наоборот» — на подбор антонимов, например: Родина — чужбина; враг — друг, плен – воля, смелый – трусливый, правда — ложь и т.п.
- Образуй новое слово» — обогащение словаря детей за счёт обучения навыкам словообразования. Например:
— образования родственных слов: город – городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина – родной, род, родственник, родители и т.п.
— образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом – привокзальная площадь. Семья, в которой много детей — многодетная семья. И т.п.
— сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный и т.п.;
— образования слов типа: Земляне, Россияне, москвичи, самарцы и самарчанки, Кинельцы и т.п.
- «Назови достопримечательности Кинеля (Самары, Москвы)»
5.«Назови любимые русские народные сказки (песни российских детей)» и т.д.
- «Чем похожи и непохожи». Например: улица — переулок, улица — площадь, магазин — ларёк, школа — детский сад, город — село, дорога — тротуар.
Хорошо активизируют мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы, типа:
— Как сделать город красивым?
— Почему так называют: пригород; улицы: Озёрная, Школьная, Зелёная, Парковая и т.п.
Эффективны и рассказы по темам, например: «Моя семья», «Мой путь от дома до садика» «Мой город», «Путешествие посылки или письма», «Герб нашего города (семьи)», «Самое любимое место в городе» и т.п.
Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют и лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию
С уважением учитель-логопед Кошелева Т.А.