Развитие речевого дыхания

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

— Умеем ли мы правильно дышать? — “А как же?” — ответите Вы.

Мы дышим постоянно, дыхание жизненно необходимо человеку. Но есть еще дыхание речевое,которое появляется в момент говорения, когда на выдохе появляется звук, а звуки соединяются в речевой поток. От речевого дыхания зависят и громкость, и выразительность, и чистота звучащей речи. А поэтому необходимо научиться управлять речевым дыханием. В этом Вам помогут специальные игры и упражнения по дыхательной гимнастике.

«Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Дышим носом»

Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Для закрепления полученных умений можно порекомендовать следующие упражнения в игровой форме:

— задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте;

— сдуть с рукава пушинку;

— раздуть огонь в воображаемом костре;

— подуть на горячее молоко или чай;

— пускать мыльные пузыри;

— сделать пузыри в стакане с водой, дуя через соломинку;

— дуть на бумажный кораблик, ведя его по тазу с водой и т. д.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЛЮБИМЫЙ НОСИК»

Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

  1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).

Вдох — погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох — и обратно

Пальцы наши просятся.

  1. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох
    правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

  1. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м,
    одновременно постукивая указательными пальцами по кры­льям носа (3 раза).

Дай носу подышать,

На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.

Дышите на здоровье!

С уважением учитель — логопед Кошелева Т. А.