Почему ребенок плохо говорит? Пути решения.
(Подготовил: учитель-логопед Пронина Н.В.)
Вот наиболее частые причины:
- Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.
Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.
- Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.
Для того чтобы проверить не является ли это причиной неправильного произношения звуков, необходимо предложить выполнить ряд упражнений, которые Вы ему покажете.
Во время выполнения ребёнок должен видеть себя в зеркале. Лучше, если Вы представите всё в виде сказки, которую будете показывать вместе.
Упражнение в виде Сказки:
Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки).
Утром Пузырь всегда улыбался (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
А Соломинка на него дулась (губы тянутся вперёд трубочкой), потому что тот не хотел умываться.
Они шли вместе чистить зубы. Сначала они чистили верхние зубки (широкий язык за верхними зубами).
Они очень старались и чистили их вправо, влево, внутри, снаружи (соответствующие движения широким языком).
Потом они чистили нижние зубки (повторение движений языком за нижними зубами).
В конце они полоскали рот (поочерёдное надувание щёк – губы плотно сомкнуты).
Наступало время завтрака. Соломинка ставила самовар, который пыхтел вот так (надувание обеих щёк одновременно, с последующим выпусканием воздуха через губы).
И жарила блины, вот такие (широкий язык лежит на нижней губе).
Лапоть с удовольствием ел блины (пошлёпываем губами распластанный язычок, получается звук «пя-пя-пя»).
Слизывая варенье с губы вот так (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Завтрак был таким вкусным, что Лапоть облизывался (кончик языка облизывает губы по кругу).
После завтрака Соломинка садилась шить, а Лапоть ей помогал. Он брал иголку (узкий язык вытянут вперёд) и пытался попасть в ушко ниточкой (узкий язык двигается вперёд-назад), но у него ничего не получалось (узкий язык двигается влево вправо).
Наконец-то, Лапоть вдевал нитку в иголку, и Соломинка пришивала пуговицы, с начала одну, потом вторую (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку).
Друзья шли на улицу качаться на качелях (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).
И кататься на лошадке (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки).
Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.
- Плохо развит фонематический слух.
Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Проверить это можно, попросив ребенка послушать ряд звуков и «поймать» (хлопнуть в ладоши) заданный. Пример: с ш ж в р ш з щ с… Или просим повторить ряд слогов: ба-па-ба, то-до-до!
- Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.
Часто встречается короткая подъязычная уздечка. В норме она должна быть не короче 1,5 см, ребенок способен дотянуться кончиком языка до верхних зубов (рот приоткрыт). Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо, неполный зубной ряд также может являться причиной неправильного произношения звуков.
Развиваем пальчики.
Развитие ручной моторики
Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:
Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
Складывание из палочек, бусинок геометрических фигур, изображений, букв.
Обведение контуров предметных изображений.
Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.
Наматывание ниток на катушку, клубок.
Застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
Работа с мозаикой.
Игра с крупой, злаковыми и бобовыми– высыпаем все в тарелку и просим ребенка выложить из горошка солнышко или из фасолин какую-либо букву и т.п.!
Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.
Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.
С детьми проводятся пальчиковые игры.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук с целью улучшения качества речи:
-Коза (пальцы тренируемой руки зажаты в кулак, выпрямляются указательный палец и мизинец)
-Заяц ( пальцы зажаты в кулак, постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки)
-Коза-Заяц (попеременные движения руки)
-Три богатыря(большой палец руки удерживает мизинец, а указательный, средний и безымянный пальцы прямые)
— Пальчики поздоровались ( кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным)
— Гусь (рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва)
-Кольцо(рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак, сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо, остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны)
-Птичка (скрещиваются обе руки так, чтоб большие пальцы зацепились друг за друга, выполнять движения кистями рук вверх-вниз, имитируя взмахи крыльев птиц: быстро-медленно)
-Солдатики(показ пальчиков из кулачка поочерёдно)
-Вилка(большой палец руки загнут в ладонь, а указательный, средний ,безымянный и мизинец прямые)
-Очки(соединяем большой и указательный пальцы обеих рук и приближаем к глазкам, имитируя очки)
-Кулак-ребро-ладонь (быстрые попеременные движения обеих кистей рук на столе – в кулаке на столе — ладонь стоит ребром –ладонь опущена вниз-лежит на столе)
-Посолим суп(пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения)
-Захват карандаша большим и указательными пальцами, а также большим и остальными по-очереди
-Катание шарика/грецкого ореха по ладони и между пальчиками;
-Ходьба человечка (указательный и средний пальцы «бегают» по столу, сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее-двумя руками вместе)
-Игра на рояле (дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1, двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5)
С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры.
«Пальчики»
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)
Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный палей.)
Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)
Этот пальчик уж уснул. (Загибают указательный палец.)
Этот крепко-крепко спит. (Загибают большой палец.)
Встали пальчики, ура. (Распрямляются пальцы рук.)
В школу нам идти пора. (Указательный и средний пальцы левой руки
«бегут» по столу.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
«Этот пальчик…»
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик – дедушка. (Сгибают большой палец.)
Этот пальчик – бабушка. (Сгибают указательный палей.)
Этот пальчик – папочка. (Сгибают средний палец.)
Этот пальчик – мамочка. (Сгибают безымянный палец.)
Этот пальчик – я. (Сгибают мизинец.)
Вот и вся моя семья. (Разгибают пальцы.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
Выбор упражнения, дидактического и речевого материала может определяется темой занятия. Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезывания, лепки) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук.
Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3-5 минут.