Игры для развития фонематического слуха у дошкольников

Консультация учителя-логопеда по теме:

«Игры для развития фонематического слуха у дошкольников»

Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.

Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.

К 5 годам дети должны уметь определять на слух наличие или отсутствие данного звука в слове, самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.

Предлагаю  Вам несколько простых игр, которые помогут научить ребенка правильно «слышать» звук,выделять его из окружающих. Это умение явится предпосылкой к обучению ребёнка грамоте (от звука – к букве).

«Угадай, что звучит»

Расставьте на   столе   несколько  (количество игрушек с 3 до 5 постепенно увеличиваете количество предметов) звучащих игрушек: погремушка, бубен, колокольчик, дудочка и т.п. Предложите ребенку послушать и запомнить, что как звучит.  Затем попросите ребенка отвернуться и послушать, что сейчас зазвучит, затем спросите, что это звучало. Меняйтесь с ребенком ролями, теперь ваш ребёнок ведущий, а вы отгадываете, что за игрушка звучала.

 

«Угадай, кто позвал»

Если к вам пришли гости или у вас праздник, то можно поиграть в игру: «Угадай, кто позвал»

Выбираем водящего. Водящий поворачивается спиной к играющим и на слух определяет, кто его  позвал. Если водящий правильно определил, кто его звал, то дети меняются местами и игра продолжается.

 

«Поймай звук»

Предложите ребёнку хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Например: взрослый произносит: А, О, У, И, М, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «М». Или из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, РА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог «МА»

Усложнение: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук «С» в словах.. Взрослый произносит слова: кот, река, мех, вода, сом и т.д. Ребенок хлопает, когда слышит звук «С».

 

«Будь внимательным»

Взрослый произносит слоги, затем ребенок повторяет:

Ша-са-ша (если ребенок затрудняется произнести три слога, начните с двух слогов: ша-са)

Речевой материал (если эти звуки не нарушены):

За-жа-за                  жа-за-жаСа-ша-са                 ша-са-ша

Жа-ша-жа               ша-жа-шаКа-га-ка                  га-ка-ка

Ра-ла-ра                  ла-ра-лаПа-ба-па                 ба-па-ба

Та-да-та                  да-та-даЦа-са-цаса-ца-са

 

«Найди лишний слог»

Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба).

Затем слоговые ряды усложняются, например:

Ка-га-ка-ка

Ва-ва-фа-ва

Са-са-зы-са

 

«Играем в слова»

Подберите картинки (предметы) с названием слов, которые начинаются на данный звук (молоко, мыло, машина и др.) Затем учимся определять 1-й звук в слове: «Какой звук слышишь в начале слова м-м-молоко». Взрослый, произнося слово, выделяет первый звук в слове: м-м-молоко. Также играем с другими словами.

После того как ребёнок научится, необходимо научитьопределять место звука в конце слова: «В слове «СОМ-М» (сок, кит, нос, дом, дым) какой звук последний и другие.

 

Все игры, изложенные в этом материале, просты и доступны и помогут в развитии фонематического слуха у ребенка.

Учитель-логопед Кошелева Т.А.