Готовность детей с ОНР к школе

Готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи

 

Подготовил: учитель-логопед Пронина Н.В.

 

Общее недоразвитие речи у детей изучается давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии.

ОНР распространено не только среди воспитанников   специализированных детских садов, но и среди детей, посещающих массовые дошкольные образовательные учреждения, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс воспитания и обучения, на психическое и речевое развитие ребенка.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Современные исследования показывают, что 30-40% первоклассников оказываются неготовыми к обучению в массовой школе.

         Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие  «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо–физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора   прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе.

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

  • мотивационная (личностная),
  • интеллектуальная,
  • эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи  информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям  сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается    включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности ,  включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ребенок, идущий в школу, должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин  на первое место ставил сформированность  необходимых предпосылок учебной деятельности.

Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,
  • умение ориентироваться на заданную систему требований,
  • умение внимательно  слушать  говорящего  и точно выполнять задания, предлагаемые в устной  форме,
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер) выделяют уровень развития речи.

Речевая готовность детей  к обучению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития можно проанализировать те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто отличаются повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, проявляют недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющуюся в легкой отвлекаемости, неустойчивости внимания, неустойчивой работоспособности. У этих детей отмечаются низкий уровень запоминания, неготовность принять предлагаемую задачу.  Дети испытывают затруднения в ориентировке по схеме. Замечено, что их движения достаточно неловки, некоординированны, неточны. Связная речь характеризуется ошибками в передаче логической последовательности, пропусками отдельные звеньев, «потерей» действующих лиц. Часто наблюдается следующая взаимосвязь: чем тяжелее анамнез, тем выраженнее недостаточность со стороны речевого и психического развития детей (см. Приложение).

Необходимо комплексно обследовать детей с ОНР, тщательно изучать состояние не только речевых, но и неречевых психических функций. Индивидуально-типологические особенности неречевых и речевых психических функций у дошкольников с ОНР необходимо учитывать при планировании и организации коррекционно-развивающей работы. В системе логопедической работы по преодолению ОНР у детей и формированию у них готовности к школьному обучению необходимо особое внимание уделять развитию неречевых психических функций, выделить данное направление работы как равноценное развитию речи.

Таким образом, основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:

  • развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
  • воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
  • развитие речи,
  • развитие внимания,
  • развитие памяти,
  • развитие наглядно-образного мышления,
  • развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).

Работа по подготовке детей с ОНР к школе должна включаться  в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра.

Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы  усилия педагога были эффективными необходимо:

  • нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться — oн учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетво-рение от интеллектуальных занятий,
  • повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,
  • не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,
  • быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,
  • в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,
  • дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго ре-гламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,
  • развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,
  • избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Приложение

Сравнительная  характеристика нормально развивающихся детей 7 лет и  детей с ОНР

Нормально развивающиеся дети 7 лет Дети  7 лет с ОНР
Дети  7 лет  отличаются:

  • достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание;
  • у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
  • его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Характерными психологическими особенностями детей  старшего дошкольного возраста являются:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам,
  • умение ориентироваться на заданную систему требований,
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, прелагаемые в устной форме,
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Основными показателями речевой готовности  к обучению являются:

  • более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание,
  • развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического развития,
  • развитие грамматического строя речи,
  • усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического,
  • усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря,
  • совершенствование словесно – логического мышления.
У детей с ОНР отмечается:

·       низкий уровень развития  мотивационной готовности,

·       общая эмоционально-волевая незрелость,

·       слабая регуляция произвольной деятельности.

·       недоразвитие всех сторон речеязыковой системы: фонематической, лексической, морфологической, синтаксической,

·       низкий уровень развития связной речи.

 

При минимальной мозговой дисфункции:

·       двигательная расторможенность, отвлекаемость, быстрая истощаемость,

·       неустойчивость внимания,

·       неустойчивая работоспособность,

·       низкой уровень запоминания,

·       мышечная дистония, общая моторная неловкость,

·       недостаточная  сформированность навыков интеллектуальной деятельности,

·       недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук,

  • неготовность принять предлагаемую задачу.

 

При дизартрии:

  • изменения мышечного тонуса,
  • ограничение подвижности артикуляционных мышц.

 

           У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточная  сформированность школьных навыков по сравнению с возрастной нормой.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Агаева Е.Л., Венгер А.Л., Бардина Р.И. Психолог в детском саду: методические рекомендации к практической деятельности – М., 1995.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование // Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М., 1982.
  3. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе – М., 2003.
  4. Безруких М.М. Ступеньки перед школой – М., 2001.
  5. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе – Тула, 1997.
  6. Бугременко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов – М., 1990.
  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления для шестилетних детей – М., 1985.
  8. Венгер Л.А. Восприятие и обучение – М., 1969.
  9. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации / сост. Л.Д.Василенко – Пермь, 1993.
  10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, 2002.
  11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1981.
  12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б Логопедия – М., 2003
  13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М., 1990.
  14. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию – М., 1998.
  15. Кабанова М.Н. Готовимся к школе – С.-Пб, 2001.
  16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985.
  17. Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет – Ярославль, 2002.
  18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В  Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников – СПб, 1999.
  19. Луговская А. Если ребенку трудно учиться – М., 2002.
  20. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития ребенка – М., 1998.
  21. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своем ребенке – М., 1997.
  22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей / Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников – Ярославль, 1997.
  23. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет – М., 2001.
  24. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера – М., 1988.
  25. Парамонова Л.Г. Как воспитать гения – М., 2002.
  26. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников // под ред. Т.В.Волосовец – М., 2002.
  27. Психологическая диагностика / под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой  — М., 1997.
  28. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина – М., 1964.
  29. Психология. Словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М., 1990.
  30. Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин – Минск, 1998.
  31. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи – М., 2002.
  32. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика – М., 2001.
  33. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста – М., 2000.
  34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М., 1993.
  35. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольников – М., 2003.
  36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – М., 2004.
  37. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. От первого слова до первого класса – М., 2002.