В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании», ст. 18, п. 1). К сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов.
Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь, когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.
Установлено, что если к пяти годам речь ребенка развита хуже, чем у его сверстников, то в 80% случаев это отставание «переползает» в школу и превращается в то или иное нарушение школьных навыков, в первую очередь отражаясь, как правило, на успеваемости по письму и чтению, а в дальнейшем — по русскому языку и всем устным гуманитарным предметам. Вам это надо?
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы — взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми он часто общается.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопед
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, нужно предлагать ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Часто дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т.п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Все занятия с ребенком дошкольного возраста должны проходить в форме игры. Игры родителям может порекомендовать воспитатель, психолог или логопед, но многие родители изобретают их самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Здесь надо помнить два правила:
1. Не считайте ребенка глупее себя и не запрашивайте выработанный «план-конспект» сами. Ребенок может обидеться или просто взглянуть на вас с недоумением: «А ты что, сама, что ли, не видела?!» Запрашивать информацию должен другой человек, который сам там не присутствовал.
2. То, что происходило, требует обязательного употребления слов. Жестами тут никак не обойтись. Это упражнение крайне полезно для детей, которых легко понимают в семье и которые «ленятся» говорить.
3. Развивайте мелкую моторику ребенка. Пусть он больше лепит из пластилина, глины или теста, рисует (желательно гуашью и пальцем), нанизывает на леску пуговицы или крупные бусы, навинчивает гайки на винтики, складывает очень полезные игрушки — пазлы. Центр речи и центр тонкой (мелкой) моторики находятся в мозгу ребенка рядом друг с другом, поэтому, развивая одно, вы совокупно развиваете и другое.
С уважением учитель-логопед Кошелева Т.А.